Установка SelectOS
В SelectOS используется псевдографический интерфейс для установки.
Единственный шаг, который около 5 минут не требует внимания администратора — установка базовой системы в середине процесса. На всех остальных этапах случаются вопросы для продолжения установки.
Обзор установки
- Начальная конфигурация — языковые настройки, обнаружение оборудования, сетевые настройки, создание пользователя root;
- Разметка дисков;
- Установка базовой системы, которая занимает от 5 минут;
- Установка загрузчика GRUB, настройки пакетного менеджера и завершение установки.
Подсказки по управлению в интерфейсе
Управление происходит с помощью клавиатуры. Общее правило:
- установить фокус на элементе
- опционально: ввести данные
- подтвердить ввод
Основные клавиши:
tab
перемещает фокус между контроламиenter
подтверждает ввод, нажимает кнопкустрелки
перемещают курсорspace
заполняет чек-бокс в виде[ ]
->[*]
Подсказки по навигации:
- Переключение вперед происходит через кнопку продолжения в правом нижнем углу окна.
- Вернуться назад или перейти в другие разделы установки можно по кнопке возврата в левом нижнем углу окна.
- Кнопка возврата по возможности вернет на предыдущий шаг. Если это невозможно из-за фиксации настроек, откроется меню с разделами, через которое можно вернуться к необходимому разделу установки и возобновить процесс из этой точки.
Скачать образ
Скачать образ можно по ссылкам:
Связаться с нами
При возникновении проблем можно связаться с нами в telegram:
Выбор языка установки
На первом шаге нужно определить, на каком языке будет дальнейшая установка. Выбранный язык будет дефолтным для установленной системы. Рекомендуем оставить английский язык, потому что SelectOS не во всех пакетах есть локализация.
Дальнейшая инструкция предполагает установку на английском языке.
К нужному языку можно быстро перейти, нажав первую букву языка на латинице: список проскроллится к ней.
Выбор страны
Выбор страны влияет:
- на язык и раскладку клавиатуры,
- на список доступных часовых поясов.
Предложен список на основе выбранного языка. Если нужной страны нет в списке:
- Выбрать
other
, - Выбрать часть света (например,
Europe
), - Выбрать страну (например,
Russian Federation
).
К нужной стране можно быстро перейти, нажав первую букву названия на латинице: список проскроллится к ней.
Выбор раскладки клавиатуры
Настройка клавиатуры состоит из двух шагов:
- Конфигурация локали определяет язык раскладки (рекомендуем
United States
). - Конфигурация клавиатуры определяет расположение символов (рекомен дуем
American English
).
Обнаружение оборудования
Автоматические шаги:
- Программа установки определяет оборудование и пытается его идентифицировать.
- Происходит загрузка файлов, необходимых для продолжения работы.
- Осуществляется попытка обнаружения сетевых устройств.
Эти шаги автоматизированы, но если программе установки не удается обнаружить CD-ROM, она предлагает загрузить модуль ядра с другого носителя.
Настройка сети
Автоматически шаги:
- Настройка сети по DHCP (для IPv4).
- Обнаружение сети IPv6.
Если происходит сбой, программа установки предлагает выбор:
- попробовать снова с обычной конфигурацией DHCP,
- попытаться настроить DHCP, объявив имя машины,
- настроить статическую сетевую конфигурацию.
Для настройки статической сетевой конфигурации нужны:
- IP-адрес
- маска подсети
- IP-адрес потенциального шлюза
- имя компьютера
- имя домена
По имени компьютера устройство будет индентифицироваться в сети. У администратора сети могут быть рекомендации по именованию устройств в сети.
Имя домена — это часть интернет-адреса после имени устройства с окончанием на .ru, .org, .com и т.п. Имя домена общее для всех устройств сети. Для домашней сети можно придумать любое имя домена.
Пароль администратора
Пользователь root создается автоматически. На этом шаге администратор должен придумать к нему пароль. Этот шаг обязательный в SelectOS.
После ввода пароля можно по enter
перейти дальше, к повтору пароля.
Чтобы посмотреть пароль, нужно установить курсор в чек-бокс в виде квадратных скобок и нажать space
:
[ ]
->[*]
После просмотра пароля нужно воспользоваться кнопкой продолжения в правом нижнем углу.
Выбор часового пояса
На выбор часового пояса влияет выбранная страна и сеть: система синхронизирует часы с NTP-сервером.
Если нужно поменять страну, к этому шагу можно вернуться через кно пку в левом нижнем углу (go back
).
Появится меню с выбором разделов установки, через которое можно вернуться на шаг выбора страны.
Обнаружение дисков и других устройств
Это автоматический шаг, определяющий дальнейший пайплайн с разметкой дисков.
Разметка диска
Автоматическая разметка
Разметка вручную
iSCSI, RAID, LVM
По умолчанию предложен вариант разбивки все файлы в одном разделе. В самом простом случае можно с ним согласиться и идти дальше. Если требуется более кастомная разметка, то можно разметить диск вручную.
Что такое разметка дисков
Разметка дисков — это разделение доступного пространства жёстких дисков на разделы в соответствии с данными, которые будут храниться на них, и их предназначением. Этот шаг также включает в себя выбор файловой системы. Все эти решения будут оказывать влияние на производительность, защищенность данных и администрирование сервера.
Варианты автоматической разметки дисков в SelectOS:
- все файлы в одном разделе
- все файлы в одном разделе с настройкой LVM
- все файлы в одном разделе с настройкой LVM и с шифрованием разделов
Последовательность шагов автоматической разметки:
- Выбрать опцию из перечисленных выше
- Выбрать диск для разметки (если он один, просто подтвердить по
enter
) - Подтвердить, что все данные будут очищены перед созданием новой разметки.
- В случае настройки LVM — указать объем пространства для автоматической разметки.
- В случае шифрования — придумать и повторить пароль и подождать завершения процесса шифрования.
- На узловом экране разметки дисков нужно подтвердить разметку: поставить фокус на последнюю строчку (закончить разметку и записать изменения на диск) и нажать
enter
.
Начало разметки
По умолч анию на узловом экране уже предложен вариант автоматической разметки диска. Чтобы разметить диск вручную, нужно сбросить предложенную разметку:
- Выбрать диск,
enter
- Подтвердить очистку разметки на следующем экране.
Должен остаться только список дисков и строки с указанием свободного пространства на дисках.
Создание раздела
- Выбрать строку с указанием свободного места
- В окне с выбором использования свободного мества выбрать создание нового раздела.
- Указать размер раздела. Оставшееся свободное место на диске потом автоматически уменьшится на узловом экране.
- Выбрать тип раздела: первичный или логический.
- Выбрать местоположение нового раздела: в начале или в конце диска. Если это не первый раздел, то отсчет будет от предыдущего раздела.
Первичный (primary) тип раздела означает, что с него можно будет загружать операционную систему. Подразумевается, что такой раздел один на диске. Логический раздел предназначен для данных.
Настройка раздела
- выбрать тип использования раздела (файловую систему)
- указать точку монтирования (например, корневой каталог)
- вернуться к узловому экрану
Дополнительные настройки
- опции монтирования, которые зависят от выбранной файловой системы (пример опции — файловая система только на чтение)
- лэйбл — это возможность присвоения своих тегов для файловой системы
- зарезервированные блоки для нужд файловой системы (значение зависит от того, как устроена файловая система, но можно оставить стандартные 5%)
- использование раздела определяет минимальный размер чанка файла (если есть понимание, что этот раздел для мелких файлов, лучше выбирать меньший размер чанка, чтобы место на диске использовалось эффективнее)
- флаг загрузки устанавливает возможность загрузки из этой области (если это первичный раздел, подразумевающий загрузку системы, то флаг нужно включить)
Диск размечен
Когда диск занят полностью, у него нет строки свободного места.
На узловом экране разметки дисков нужно подтвердить разметку: поставить фокус на последнюю строчку (закончить разметку и записать изменения на диск) и нажать enter
.
Есть дополнительные возможности по разметке дисков:
- Настройка iSCSI применяется, если ОС устанавливается или задействует не только локальный диск, а например СХД.
- Настройка программного RAID — возможность создать виртуальный логический модуль для разметки на основе нескольких физических д исков
- Настройка менеджера логических томов LVM позволяет создать дополнительный уровень абстракции над физическими дисками и потом разметить разделы как нужно
Это три больших темы, по которым будут написаны отдельные инструкции.
Установка базовой системы
Это автоматический шаг, который занимает некоторое время, обозначенное лоадером.
Настройка менеджера пакетов
Это автоматический шаг. На этом этапе будет настроен apt, установлен набор стартовых утилит и некоторые пакеты для работы с облаком.
Установка системного загрузчика GRUB
GRUB (GRand Unified Bootloader) — загрузчик операционной системы от проекта GNU. GRUB позволяет пользователю иметь несколько установленных операционных сис тем и при включении компьютера выбирать одну из них для загрузки. Если на компьютере уже есть операционные системы Linux, то скорее всего GRUB уже установлен и этот шаг можно пропустить.
Установить системный загрузчик GRUB на первичный диск? Да\Нет
Если эта система будет единственной на вашем сервере, то можно ответить согласием и установить GRUB на первичный диск: загрузочный раздел/запись UEFI.
Следующим шагом есть возможность указать устройство вручную.
Если это не первая система на сервере, то возможно загрузчик уже есть на устройстве. Тогда в этом шаге можно отказаться от установки загрузчика.